Оставьте свой номер, и мы свяжемся с вами!
Или позвоните нам сами
+ 7-926-915-7-915

Релаксотерапия для детей и подростков

Журнал: «Здоровье детей в руках педиатров», Пермь, май 2025
В.В. Котельникова, А.А. Шкипер

Московский институт релаксологии, г. Москва, Россия

С каждым годом снижается уровень здоровья детей, растет число хронических заболеваний, психосоматических расстройств, синдрома выгорания и перегрузки нервной системы. Стресс стал ежедневной проблемой. Борьба со стрессом и улучшение качества жизни являются приоритетными задачами как для системы здравоохранения, так и для индустрии здоровья.
Запрос на новые эффективные антистрессовые техники, направленные на снятие нервного и эмоционального напряжения, огромный.
Традиционные методы релаксации, такие как обычный отдых, классический массаж или, например, арт-терапия, сегодня уже недостаточны для полноценного восстановления. Методики нейрорелаксации обладают широким спектром показаний и минимальными противопоказаниями, поэтому могут применяться в качестве монотерапии и в сочетании с различными другими методиками релаксации, восстановления, телесных практик и санаторно-курортного лечения.

Релаксационная техника С-тактильного воздействия «Мнуши» (запатентованная авторская методика А.А. Шкипера) активизирует так называемые С-тактильные кожные рецепторы (специальные рецепторы медленного прикосновения) за счет мягкого медленного мануального воздействия (поглаживания, проглаживания, ритмичные надавливания, прикосновения).

Данные рецепторы тесно связаны со структурами лимбической системы.

Нейрорелаксация активизирует механизмы, ответственные за адаптацию организма к воздействию внешней среды, к стрессу: при этом уменьшается избыточная выработка кортизола, снижается количество катехоламинов, нормализуется соотношение «норадреналин/ацетилхолин».

Активируется ренин-ангиотензин-альдостероновая система. Вырабатываются серотонин, окситоцин, мелатонин, эндоопиоидные гормоны (эндорфины и энкефалины), обусловливающие общий обезболивающий эффект, повышение настроения, снижается психическое напряжение.

За счет влияния на центральную и вегетативную нервную систему (повышение активности парасимпатического отдела) достигается глубокое расслабление и нормализация психоэмоционального состояния, включаются процессы саморегуляции и самовосстановления, происходит коррекция изменений, вызванных стрессовыми реакциями.

Показаниями к проведению сессий нейрорелаксации являются:

  • нарушение сна,
  • головные боли напряжения,
  • неврозоподобные состояния,
  • простые тики,
  • дисбаланс вегетативной нервной системы,
  • синдром хронической усталости,
  • нарушение эмоционального фона (депрессивные, тревожные расстройства, страхи, панические состояния),
  • нарушение адаптации к детскому саду и школе,
  • частые респираторные заболевания,
  • наличие усыновленных детей,
  • факт многодетности,
  • недоношенность в анамнезе,
  • большая умственная нагрузка,
  • подготовка к экзаменам,
  • нарушение режима сна (ребенок не высыпается, поздно ложится спать),
  • ребенок много времени проводит в играх за компьютером, в гаджетах и т. д.

Техники нейрорелаксации показаны детям с задержкой речевого развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, при расстройствах аутистического спектра.

Полезно включать техники нейрорелаксации в структуру реабилитации детей с детским церебральным параличом.

Противопоказаниями к проведению сессий являются инфекционные заболевания и острые воспалительные процессы, заболевания кожи в период обострения, эпилепсия, прием психотропных препаратов.

Длительность сессии нейрорелаксации – 1 ч, частота один раз в неделю или в две недели. Возможны единичные сессии, но эффективность максимально проявляется при курсе из 7–12 процедур.

Проводится детям с раннего возраста (возможно с 3 месяцев жизни), самый актуальный возраст – с 5–6 до 18 лет.
Клинические случаи

Родители детей дали письменное информированное согласие на проведение сессий и использование обезличенных данных ребенка в научных целях.

Клинический случай 1. Девочка, 10 лет. В течение двух лет отмечаются жалобы на частое сухое покашливание, в основном по вечерам. Родители заметили, что ребенок начинает кашлять, как только начинается учебный процесс в школе (в сентябре), в начале и в конце каждой четверти. Данное состояние связывали с аллергией, но после специализированного обследования у аллерголога, иммунолога, педиатра эта причина кашля была исключена. Заподозрен неврозоподобный кашель (навязчивые покашливания). Девочка переживала, как напишет контрольную, за оценки и результат сдачи экзаменов.
После четвертой сессии «Мнуши» кашель полностью прошел. После проведенного курса из восьми сессий нейрорелаксации у ребенка улучшилось настроение, нормализовался сон.

В течение года девочка спокойно учится и после контрольных работ и экзаменов не кашляет. Родители заранее в конце учебной четверти приходят на сессии нейрорелаксации с целью профилактики нервного перенапряжения у ребенка.
Клинический случай 2. Мальчик, 8 лет. С началом учебного года, а именно с сентября, начал каждые две недели болеть острыми вирусными респираторными заболеваниями, пропустил много занятий. Отслеживается нарушение адаптации к школе, не выдерживает нагрузку.

Проведено шесть сессий «Мнуши» с кратностью один раз в две недели.
В результате лечения улучшилось настроение, ребенок начал лучше коммуницировать с другими детьми и находить общий язык со сверстниками, привыкать к новому режиму, усиленным умственным нагрузкам.

За прошедшие три месяца сессий только один раз перенес острое респираторное заболевание в легкой форме, процесс выздоровления занял более короткое время. Ребенок меньше боится контрольных работ, в школе – отличные оценки.
Клинический случай 3. Мальчик, 16 лет. Подготовка к экзаменам. Необходимо было сдать четыре выпускных экзамена в школе и три вступительных экзамена в лицей.

Проведено четыре сессии «Мнуши» один раз в неделю, затем две сессии – один раз в две недели.
В результате все экзамены сданы на хорошие и отличные оценки без успокаивающих или стимулирующих нервную систему препаратов.

Родители заметили, что ребенок стал более спокойным, внимательным, решительным.
Клинический случай 4. Девочка, 11 лет. Жалобы на тики: жмурит глаза, вытягивает губы, нахмуривает брови, «хмыкает» (вокализм). Данные жалобы беспокоят в течение трех месяцев. Усиление симптомов после контрольных работ в школе, эпизодов переутомления, в конце учебной четверти.

Проведено шесть сессий «Мнуши»: четыре сессии с частотой один раз в неделю (в течение месяца), затем две сессии с кратностью один раз в две недели.
После второй сессии частота тиков значительно уменьшилась, они стали эпизодическими, а сами тикообразные движения менее амплитудными. После третьей сессии все навязчивые движения прошли.

Было проведено еще три сессии для нормализации общего эмоционального фона ребенка.
Новое оздоровительное направление - Релаксотерапия

Приведенные примеры демонстрируют актуальность и необходимость применения техники нейрорелаксации по методу А.А. Шкипера для детей и подростков, в результате которых улучшается качество жизни ребенка, снимается психоэмоциональное напряжение, повышается стрессоустойчивость, появляется позитивное социальное поведение, достигается антистрессовый эффект, корректируется хроническая усталость, тревожность, нарушения настроения, симптомы заболеваний.

Учитывая, что нейрорелаксация является отличной от других релаксационных практик методикой, А.А. Шкипер предложил назвать новое оздоровительное направление релаксотерапией. Авторы статьи будут и дальше проводить научно-исследовательскую работу, наблюдение и фиксирование результатов нейрорелаксации уже под названием релаксотерапии.
Понравилась статья? Расскажите друзьям: