Мы становимся старше и вступаем в компромиссы со своими юношескими мечтами, подменяем страсть рутиной, заполняем свое время искусственно созданной деятельностью, и все меньше и меньше вспоминаем о действительно беспокоящих нас вопросах, таких как «Что настоящего я делаю в своей жизни?», «Что я создаю в жизни такого, что действительно стоит того?».
Задайте эти вопросы сварщику, что работает на конвейере автомобильного завода, и в ответ вы услышите нечто типа: «По утрам мне трудно просыпаться, потому что я знаю, что следующие 8 часов мне придется работать в этом шуме и гаме. Через некоторое время эта рутина настолько меня достает, что мне уже все равно становится, что будет с тем автомобилем, над которым я работаю. Само собой, радости и мне самому от этого мало, но у меня двое детей, так что без денег никак. А что еще можно сделать?».
Поговорите с дизайнером: «Эта контора нанимает людей в три раза больше, чем действительно необходимо для выполнения работы. Каждым проектом занимается два десятка инженеров, только ради того, чтобы создать очередной симпатичный тостер или утюг. Все решается общим советом. Трудно действительно интересоваться чем-то, когда осознаешь, что твои собственные таланты никого не интересуют, а твой продукт – очередной сверкающий хромом хлам, предназначенный для того чтобы выманить побольше долларов из потребителя».
Поговорите с теми, кто недоволен своей жизнью, и все их жалобы сведутся к одному простому утверждению: «Я занимаюсь не тем, чем действительно хотел бы заниматься в этой жизни».
Вот что важнее денег, важнее безопасности, важнее отсутствия проблем: то, что человек делает. Каждый человек хочет заниматься тем, что является испытанием его талантов и дает ему ощущение действительно ценного вклада.
Недавно проведенные психологические исследования показали, что обладатели профессий, требующих задействования всего потенциала человека – например, семейные врачи – гораздо больше склонны чувствовать себя состоявшимися в жизни, чем представители других профессий, что, само собой, сильно влияет на общее состояние здоровья.
И наоборот, рабочие с конвейеров предприятий, чьи личные таланты не имеют никакого значения, гораздо сильнее страдают от скуки, стрессов и неудовлетворения.
Каждый из нас, обычно еще в раннем детстве, ставит перед собой цель – какое-то направление деятельности – которая является действительно верной.
Этой целью может быть что угодно: водить локомотив, писать музыку, чинить автомобили, строить мебель, играть в комедиях, взбираться на горы, создать новый тип двигателя, придумывать ювелир-ные изделия, плотничать, заниматься математикой, океанографией или ветеринарией.
Наши личные цели существуют независимо от возраста, пола, образования, происхождения, «практичности» или «того, что папа считал правильным». Человек может работать в соответствии с целью или в несоответствии с ней. И если нам посчастливилось работать в направлении своей цели, то ничто – абсолютно ничто – не заставит нас отказаться от этого.
Когда человек занимается своим желанным делом, то это всегда можно заметить по определенной доле творчества, будь он композитор или столяр. Он обычно гордится своей работой, а не просто зарабатывает себе средства на жизнь.