Расширяя вдохновляющие результаты исследования 1997 года, ученые из TRI начали второе исследование массажной терапии для детей-аутистов, на этот раз с участием родителей, которые осуществляли массаж дома. Таким образом, дети могли получать ежедневную терапию бесплатно. Исследовательская группа выдвинула гипотезу о том, что ежедневный массаж в семье может дать положительные результаты в более короткие сроки, нежели массаж в учебном заведении. В дополнение к преимуществам, ранее задокументированным, исследователи выдвинули гипотезу, что вечерний массаж может улучшить сон (обычно у аутистов серьёзные проблемы со сном).
Двадцать детей в возрасте от 3 до 6 лет были отобраны из школы для детей-аутистов. Дети были разделены на 2 группы: в одной группе родители делали массаж, в другой читали сказочные истории перед сном. Родителям сказали, что «чтение историй и массаж могут улучшить сон у детей». Терапия в обеих группах проводилось в течение одного месяца, причем массаж и чтение историй проводили в течение 15 минут непосредственно перед сном.
В контрольной группе родителей попросили прочитать рассказ доктора Сьюза в течение 15-минутного вечернего периода. Важно отметить, что по завершении исследования этим родителям также предлагалось обучение массажным движениям, чтобы предоставить их детям возможность испытать те же преимущества, что и детям из группы, где проводился массаж.
Как и в исследовании 1997 года, оценки проводились в первый и последний дни терапии с использованием тех же самых критериев, но с добавлением дневников сна, составленных родителями. Учителя и родители оценивали такие факторы, как гиперреактивность, внимательность, беспокойно-импульсивное поведение и эмоциональное состояние.
Учителя поразились результатам группы, наблюдая за поведением на площадке и в классе. Дневники сна включали запись суеты и беспокойства, плача, и количество раз, когда ребёнок пытался покинуть кровать. Группа, в которой проводился массаж, показала очевидные улучшения со сном, о чем сообщают родители. Однако, как отмечают исследователи, родители, очевидно, не были удивлены улучшением группового поведения, они больше были рады возможности научиться делать массаж своим детям.
Также подобное исследование было проведено в Англии в 2002 году. Ученые использовали аналогичный формат исследования терапии с родителями. В этом испытании группа родителей с детьми-аутистами была обучена массажным движениям. При опросе до начала программы родители (в первую очередь матери) сообщали о том, что они чувствуют «боль в ответ на отчуждённую природу аутизма», а также испытывают затруднения в общении и телесном контакте, особенно при объятиях.
Проект телесной терапии, в который вошли 12 детей, проводился в течение восьми недель. По окончанию проекта дети стали соглашаться на телесный контакт с родителями, родители также сообщали о длительном совместном времяпрепровождении с детьми, отдельно отмечали расслабленность детей. В заключение исследовательская группа отметила: «Родители сообщили, что чувствуют себя ближе к своим детям и чувствуют, что сенсорная терапия открыла канал связи между ними и их детьми».
Аутизм, как мы его знаем сейчас, неизлечим. Одним из самых душераздирающих аспектов поведения этого расстройства является общение между родителем и ребёнком. Многие из способов контакта между людьми – объятия, слова любви и ответная реакция – обычно не исходят от аутичного ребёнка. Недавние исследования опровергли идею о том, что дети-аутисты неспособны сформировать привязанность. Теперь мы знаем, что они могут быть близки со своими родителями и ценят взаимодействие со своей семьей. Но дети по-прежнему не способны постоянно адекватно реагировать на взаимодействие с родителями.
Результаты этих исследований показывают, что массаж и другая сенсорная терапия помогают преодолеть разрыв между родителями и ребёнком.