Исследования, выполненные на мышах, показали, что центральные терминали С-тактильных волокон проецируются во вторую пластину дорсальных рогов спинного мозга [Sugiura, 1996], и выявили существование популяции нейронов спинного мозга, тела которых расположены во второй пластине, и которые отвечают исключительно на легкие медленные тактильные стимулы, сопровождающиеся активацией немиелинизированных афферентов [Light and Perl, 1979].
Дальнейшие исследования показали, что информация от этих нейронов передается в головной мозг через вставочные нейроны, тела которых расположены в первой пластине спинного мозга [Andrew, 2010]; серия исследований, в которых контролировалась скорость движения стимулов, помогла подтвердить, что тела нейронов, связанных с СT-афферентами, находятся в первой и второй пластинах, тогда как тела нейронов, связанных с Aβ-афферентами, находятся в пятой пластине [Sewards and Sewards, 2002]. Данные нейроанатомических исследований указывают на то, что супраспинальные пути С-тактильной системы далее проходят по спиноталамическому тракту через вентральное заднее и/или заднее треугольное ядра таламуса в инсулярную кору [Andrew, 2010].
Это косвенно подтверждается исследованиями пациентов с антеролатеральной кордотомией, для которых характерно отсутствие приятных ощущений от прикосновений [Foerster et al., 1932; Lahuerta et al., 1994].
Нейровизуализационные исследования показали, что у клинически здоровых испытуемых легкие медленные поглаживания сопровождаются активацией соматосенсорных зон коры S1 и S2, а также задней части контрлатеральной островковой доли [Björnsdotter et al., 1999].
Однако у вышеописанных пациентов с отсутствием афферентации от Aβ-системы наблюдалась активация лишь островковой коры [Olausson et al., 2002]. Более того, данные фМРТ свидетельствовали о выраженной инактивации первичной соматосенсорной коры; это может свидетельствовать об ингибирующем влиянии С-тактильной системы на работу быстрой, распознающей системы тактильного восприятия.
Таким образом, С-тактильная система действительно, по всей видимости, имеет первичные восходящие проекции лишь в инсулярную кору – отдел паралимбической системы, связанный с эмоциональным аспектом восприятия сенсорных стимулов.
Помимо островка, в обработке информации, получаемой от С-тактильной системы, принимают участие задняя супратемпоральная борозда, передняя часть поясной извилины и медиальная префронтальная кора [Gordon et al., 2013]. В такого рода исследованиях бывает достаточно сложно разграничить процессы, связанные с работой быстрой, распознающей и медленной, эмоциональной систем тактильного восприятия. Очевидно, что у людей без нарушений афферентации невозможно осуществить избирательную активацию С-тактильной системы без сопутствующей стимуляции Aβсистемы.
С другой стороны, существует достаточное количество подтверждений тому, что Aβ-система вносит определенный вклад в формирование эмоциональных ощущений, поскольку стимуляция кожи ладони также может восприниматься как приятная и приводить к активации островка и орбитофронтальной коры [Francis et al., 1999; Rolls et al., 2003].
Однако сопоставление паттернов активации при стимуляции ладони и предплечья показало, что С-тактильная система в первую очередь связана с паралимбическими отделами и эмоциональной префронтальной корой, а Aβсистема – с первичной соматосенсорной корой. Наличие жестко детерминированной взаимосвязи между активацией первичных рецепторов СТ-системы и интенсивностью положительных эмоций указывает на безусловный характер положительных эмоций, тогда как отсутствие такой взаимосвязи для Aβ-системы говорит о том, что положительная
эмоциональная реакция может являться условной, выученной, и представлять собой результат интегративной обработки и распознания паттернов активации Aβ-афферентов [McGlone et al., 2012].